Домой » Наука » Астрономия » Сверхновая SN 1987A: загадки и обрушение астрофизических и астрономических теорий и моделей

Опубликовано: 11.07.2018

23 февраля 1987 года канадский астроном Ян Шелтон совместно со своим чилийским коллегой Оскаром Дуальде из Обсерватории Лас-Кампанас зафиксировали в направлении созвездия Золотой Рыбы взрыв необычайно яркой сверхновой. Независимо от них, находясь в Новой Зеландии, вспышку в течение последовавших 24 часов зафиксировал и новозеландский астроном-любитель Альберт Джонсон. В период с 4 по 12 марта того же года объект был зафиксирован советско-французским крупнейшим на то время ультрафиолетовым космическим телескопом «Астрон».

Оказалось, что сверхновая вспыхнула на краю туманности Тарантул в галактике-спутнике Млечного Пути Большое Магелланово Облако на примерном удалении в 168 тысяч световых лет от Земли. На своем максимуме светимости, который был достигнут в мае 1987 года, объект стал видимым невооруженным глазом, а его пиковая видимая звездная величина достигла +3. Таким образом, это сверхновая стала самой близкой к Земле и самой яркой в видимом диапазоне на тот период на протяжении нескольких последних сот лет.

Учитывая то, что это была первая зарегистрированная сверхновая в 1987 году, ей присвоили индекс «А» и общее полное обозначение SN 1987A. В последствие она стала самой известной, наиболее часто упоминаемой в научных источниках, наиболее изучаемой землянами и в то же время самой непонятной и загадочной сверхновой, феномен которой пытаются до сих пор объяснить теоретическими моделями и гипотезами.

Загадки и неопределенности начались уже тогда, когда астрономы задались вопросом о звезде-прародительнице, которая взорвалась столь неожиданно и ярко. Оказалось, что на месте взрыва ранее пребывала звезда Sanduleak −69° 202, изучавшаяся ранее в 1970 году американо-румынским астронономом Николаем Сандуликом и каталогизированаая в Капском фотографическом обозрении, подразделе более популярного Боннского обозрения, откуда, собственно, и получила такой своеобразный цифровой код. Однако настоящим шоком для астрономов-теоретиков стало то, что данная звезда представляла собой голубой сверхгигант с массой не менее чем 17 масс Солнца. По всем существующим на тот период теориям и моделям, сверхновыми могли взрываться только красные сверхгиганты и при определенных условиях звезды Вольфа-Райе. Столь неожиданный и загадочный поворот в развитии событий заставил ученых срочно менять свои прежние представления о подобных объектах.

Дальнейшие спектральные исследования остатков звездного ветра от звезды-прародительницы сверхновой показал, что за сотни тысяч лет до взрыва она могла быть красным сверхгигантом, что заставило спасать и корректировать еще одну неожиданно рухнувшую модель о том, что красная сверхгигантская стадия является финальной в эволюции звезды. Благодаря SN 1987A мы имеем в настоящий момент существенно обновленную теорию, по которой красные сверхгиганты могут, разогреваясь, менять свой цвет, проходя через все звездные спектры, до голубого, а потом либо взрываться сверхновыми, либо, остывая, снова проходить свой спектральный путь до красного. В качестве известных примеров приводят желтый гипергигант V766 Центавра.

Но на этом домыслы, гипотезы и предположения вокруг звезды Sanduleak −69° 202 и последовавшей сверхновой SN 1987A не закончились.

По одним из них, звезда является продуктом слияния двух близких компонент, что и стало причиной аномальной и нетипичной детонации не менее аномального голубого сверхгиганта. В качестве доводов сторонники этой идеи приводят нетипично растянутое изображение сердцевины сверхновой, что, по их мнению, может быть последствием наличия двух сталкивающихся звездных ядер, а также обнаруженные в 1994 году два симметрично расположенных неярких кольца, которые могли образоваться также при слиянии двух звёзд.

Согласно еще одним предположениям, сверхгигант Sanduleak −69° 202 имел все признаки звезды Вольфа-Райе, а раз так, то и корректировать теорию эволюции звезд не стоило, так как все это прекрасно вписывается в старую ее редакцию.

Ну и наконец, еще одна группа теоретиков склоняет научную общественность к мнению, что взорвавшаяся звезда могла быть переменной типа S Золотой Рыбы и в чем-то похожей на широко известную Эта Киля, только без ярко выраженных взрывных проявлений, похожих на Великие извержения, образовавшие в свое время Туманность Гомункул. При этом они приводят массу Sanduleak −69° 202 минимум в 80-100 масс Солнца, а предыдущие расчеты этого параметра данной звезды считают ошибочными и значительно заниженными.

На данный момент выбросы сгустков материи, составляющих кольца и другие элементы остатков и последствий детонации сверхновой SN 1987A, постепенно рассеиваются и исчезают. Прогнозируется, что они окончательно исчезнут в период между 2020 и 2030 годами. Вроде бы в этом разрезе все идет по плану, но…

Здесь как раз возникает новая порция «но». Все дело в том, что релятивистский объект, который должен был образоваться при крахе звезды, пока что обнаружить не могут, а это снова навеяло на сверхновую достаточную порцию загадочности и даже мистичности, что снова породило огромную массу предположений, некоторые из которых выходят даже за рамки приличной фантастики.

Самые простые из них гласят о том, что предполагаемый релятивистский объект ни с чем не взаимодействует, а поэтому его и обнаружить никак не представляется возможным по косвенным признакам. То, что релятивистский объект, а это, наиболее вероятно, нейтронная звезда все же скорее был, чем не был, свидетельствует зафиксированный мощный поток нейтрино, однако что случилось потом с этой предполагаемой нейтронной звездой – не понятно, поскоку она никак себя в данный момент не проявляет. Конечно, это все можно объяснить скрытостью объекта за газопылевыми облаками, но свойства пульсара уже все равно бы как-то проявились за прошедшее после взрыва время. В этом случае существует предположение о том, что образовавшаяся при взрыве нейтронная звезда изначально имела слабое магнитное поле и скорость вращения, что не препятствовало аккреции на ее поверхность окружающего вещества и продуктов вспышки сверхновой. А это в свою очередь привело к превышению предела Оппенгеймера-Волкова и немедленному обрушению такой нейтронной звезды в черную дыру.

Наиболее современно настроенные астрофизики даже склонны считать, что на месте звезды-прародительницы могла образоваться кварковая или электрослабая звезда. Это могло произойти как сразу во время взрыва, который уже предложили называть кварновой, так и после взрыва в результате все той же аккреции окружающего вещества и превышении все того же предела Оппенгеймера-Волкова, однако массой, недостаточной для коллапса до черной дыры.

Еще более продвинутые теоретики вообще заговорили об образовании преонной звезды, состоящей, согласно моделей, из пока что не только гипотетических, но и почти мифических частиц, из которых могут состоять кварки и лептоны. Свои утверждения они обосновывают тем, что объект до сих пор остается невидимым во всех диапазонах и вообще никак не проявляет свою сущность влиянием на окружающий космос, что, согласно, теоретических выкладок, может соответствовать поведению именно преонных звезд.

Ну и наконец, сторонники теории о том, что сверхгигант Sanduleak −69° 202 изначально был яркой голубой переменной, утверждают, что мощнейший взрыв ее сверхновой или даже гиперновой мог разбросать все вещество по окружающему космосу без остатка, не оставив на месте детонации никаких релятивистских объектов, о которых шла речь выше. По их мнению, нечто подобное в будущем ожидает все подобные звезды, включая всю ту же Эту Киля и даже некоторые массивные и нестабильные звезды Вольфа-Райе.

Как видим, научные споры вокруг сверхновой SN 1987A продолжаются, рождая и далее всевозможные гипотезы и предположения, а истина, вероятно, где-то там, что не может снять завесу загадочности вокруг этого объекта на протяжении вот уже более четырех десятилетий, которые незаметно уже промчались после взрыва.

Ранее сообщалось о Седне — объекте из загадочного облака Оорта.