Домой » Наука » Астрономия » Далекие миры: SDSS J122859.93+104032.9 – погибшая планета в системе белого карлика

Опубликовано: 02.05.2019

Сегодня, по просьбам наших подписчиков, мы расскажем Вам о недавнем довольно интересном открытии группы европейских астрономов, которым удалось обнаружить на орбите у далекого белого карлика планету или же ее часть.

Как мы уже рассказывали Вам в нашем отдельном выпуске о белых карликах, эти объекты представляют собой сжавшиеся ядра проэволюционировавших звезд. Они образуются, когда звезда околосолнечной массы сходит с главной последовательности и, сжигая водород в своей внешней оболочке, начинает расширяться в объеме и краснеть вследствие снижения температуры на поверхности. Увеличивающийся в объеме красный гигант постепенно поглощает все близлежащие планеты и астероиды, что непременно ожидает и нашу Землю через пару-тройку или может быть чуть больше миллиардов лет. В конечном итоге расширившиеся красные гиганты сбрасывают свои оболочки, обнажая вырожденные ядра, которые при условии непревышения предела Чандрасекара, сжимаются до белых карликов, по объему соизмеримых с Землей, а по массе с нашим Солнцем.

Вероятно, нечто подобное когда-то произошло с белым карликом SDSS J122859.93 + 104032.9, который сейчас для простоты сокращенно обозначают как J122859. В своей юности его звезда-прародительница имела массу примерно в две солнечные и после сброса своей оболочки как раз и оставила после себя этот самый белый карлик с околоземельными размерами и массой не более 70 процентов от массы Солнца.

Его обнаружили в ходе реализации одной из программ Слоановского цифрового небесного обзора в 2009 году в направлении созвездия Девы на прямом восхождении в 12 часов и почти 29 минут при северном склонении в 10 градусов 40 минут и почти 33 секунды. Расстояние до объекта на данный момент оценивается в 410 световых лет.

Если при первом поверхностном исследовании J122859 ничего интересного не выявили, то, согласно опубликованных в начале апреля 2019 года результатов изысканий, при помощи телескопа Gran Telescopio Canarias, находящегося в Обсерватории Роке-де-лос-Мучачос на острове Пальма в составе Канарского архипелага в ходе наблюдений в течение пяти ночей в период между 20 апреля 2017 и 2 мая 2018 года, удалось обнаружить вокруг белого карлика газопылевой диск и вращающийся по довольно близкой орбите объект, который может быть в равной степени вероятности как небольшой планетой, так и ее ядром.

Если с определением точных размеров объекта пока что не задалось: его диаметр ложат в предел от трех-четырех до нескольких сот километров, то период его обращения вокруг центрального белого карлика установили весьма точно, и это всего лишь 123 минуты. Объект вращается в толще газопылевого диска и имеет газовый хвост, напоминающий хвост кометы.

Данное открытие наряду с тем, что имеет определенную уникальность, поскольку ранее подобные планетарные объекты у белых карликов не наблюдались, еще и добавляет ученым немало загадок, которые уже сейчас рождают массу гипотез по поводу происхождения находки.

Все дело в том, что расширяющийся в объеме красный гигант должен поглощать планетарные объекты без остатка, не оставляя им никакой надежды на выживание. Как же тогда уцелел данный объект, да еще и на столь близкой к белому карлику орбите.

По всей видимости, как считают астрономы, он представляет собой все же планетарное ядро или осколок такого ядра, состоящее преимущественно из железа и никеля. Некогда массивная планета, возможно, крупный газовый гигант, вращалась на далекой от центрального светила орбите. При расширении красный гигант своей поверхностью просто не достал до нее. Однако грянувший далее катаклизм все же не миновал ее. Вероятно, часть планеты была потеряна еще при сбросе звездой своей оболочки, а далее все, что от нее осталось, было подвержено, так называемому, гравитационному хаосу, в результате чего остатки планеты могли существенно изменить свою орбиту, максимально приблизившись уже к белому карлику, где и были, в прямом смысле слова, им разорваны на части. Более мелкие обломки как раз и образовали протяженный газопылевой диск, а более крупное ядро стало своеобразным памятником о былом существовании и величии планеты с размерами в наш Юпитер или Нептун, которые, кстати, в будущем могут запросто повторить ее участь.

Наши подписчики задали нам вопрос о том, что же собой представляет этот объект, и чтобы увидели с его поверхности люди, если бы когда-то туда добрались? Сказать что-то определенное в этом плане очень трудно. Если немного пофантазировать, то можно предположить, что это весьма экстремальный и опасный мир. Газопылевой диск, наверняка, переполнен небольшими объектами осколочного характера, которые изрядно время от времени бомбардируют поверхность этого планетоида. Однако если бы земляне остались живы после хотя бы одной такой бомбардировки и как-то справились с температурой и с излучением жесткой части спектра, то сквозь толщу пыли диска перед ними на небосводе открылось бы просто-таки сказочное зрелище близкого, а поэтому огромного, сияющего белого карлика.

Ранее сообщалось о том. что Kepler-47 с тремя «Татуинами» в двухзвездной системе.