Домой » Наука » Астрономия » Далекие миры: LTT 1445 Аb – землеподобная планета с тремя солнцами

Далекие миры: LTT 1445 Аb – землеподобная планета с тремя солнцами

Опубликовано: 14.08.2019

Далекие миры: LTT 1445 Аb – землеподобная планета с тремя солнцами

В рамках темы о далеких планетных мирах мы уже как-то Вам рассказывали о сразу трех, так называемых Татуинах, планетах, которые, подобно родному миру Люка Скайукера из фантастической киносаги «Звездные войны», имеют на своем небосводе сразу два светила. Сегодня мы пойдем несколько дальше и расскажем Вам о недавнем открытии, которое представило нам планету, в небе которой, вероятно, можно увидеть сразу три Солнца. Речь в данном выпуске пойдет о тройной звезде LTT 1445 и о землеподобной планете, обозначенной как LTT 1445 Аb, которая вращается вокруг главной компоненты системы.

В начале скажем, что экзопланета LTT 1445 Аb была открыта транзитивным методом при помощи космического телескопа TESS (по-английски эта аббревиатура расшифровывается, как Transiting Exoplanet Survey Satellite), который, похоже, продолжает набирать обороты в плане своей продуктивной работы. Об этом открытии было сообщено первоначально в конце июня, а потом с доработками статьи в конце июля 2019 года на ресурсе Аrxiv.org международной командой ученых под руководством американки Дженнифер Уинтерс из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Данная планета была обнаружена в тройной звездной системе, удаленной от Земли в направлении созвездия Эридана примерно на 22 с половиной световых года или же на чуть менее, нежели 6,9 парсека. Прямое восхождение данной системы составляет 3 часа 1 минуту и почти 51 секунду при южном склонении в 16 градусов 35 минут и почти 36 секунд. Из-за своей исключительной тусклости LTT 1445 не видна на небосводе не только невооруженным глазом, но и в слабые любительские телескопы. Ее видимая звездная величина балансирует в пределе от 11 до 12 единиц, а поэтому для ее адекватного оптического детектирования потребуется телескоп с аппретурой ни как не меньше, чем в 300 миллиметров.

Информации о том, кем и когда конкретно была впервые обнаружена звездная система LTT 1445 в сети на данный момент нет, однако отметим, что ее в 50-70-е годы прошлого века каталогизировали поочередно Виллем Якоб Лейтен в своем Втором каталоге ближайших звезд, по-английски — Luyten Two-Tenths, от аббревиатуры этого, собственно, и происходит самое распространенной обозначение этой кратной звезды, а потом и Вильгельм Глизе совместно с Хармутом Ярайсом в Catalogue Gliese-Jahreiß под обозначением GJ 3192. Позже ее каталогизировали еще превеликое количество раз и в других каталогах, включая и сравнительно новые своды миссии TESS.

Как уже отмечалось выше, система LTT 1445 состоит из трех тусклых красных карликов спектрального класса М. Две из этой тройки звезды, обозначенные, как LTT 1445 В и LTT 1445 С образуют орбитальную пару с периодом взаимообращения вокруг общего барицентра примерно в 6 месяцев при этом их разделяет в среднем полторы астрономические единицы. Их массы и радиусы оцениваются на уровне 12% от аналогичных солнечных параметров. Данная пара формирует орбитальную систему с еще одной несколько более массивной, а поэтому и главной в системе, звездой, обозначенной как LTT 1445 А. Пару и главную компоненту разделяет, по меньшей мере, 5 астрономических единиц, а их орбитальный период вокруг общего центра масс составляет около 4 с половиной земных лет.

В данном посте нас как раз и будет интересовать компонента LTT 1445 А, вокруг которой и вращается открытая недавно планета, которую обозначили, как LTT 1445 Аb.

Как и две ее соседки, эта звезда также представляет собой тусклый красный карлик с массой примерно в 25% от солнечной. Ее радиус составляет примерно 27% от радиуса нашего Солнца, а светимость не превышает 7 десятитысячных долей от светимости нашего центрального светила. Эффективная температура на ее поверхности оценивается в пределе от 3200 до 3500 Кельвинов, что вполне типично для подобного типа звезд.

Что же собой представляет открытая у этой звезды экзопланета, и какие она имеет характеристики? Давайте рассмотрим их более подробно, а также перспективы возможного зарождения и существования жизни на ней.

Данная экзопланета всего на 35% больше нашей Земли по объему, однако ее масса превышает земельную примерно в 8,4 раза, а это говорит о том, что LTT 1445 Аb скалиста и гораздо плотнее нашей планеты. Ее орбитальный период составляет всего-навсего чуть более, нежели 5,35 земных суток, а среднее удаление от центрального светила – меньше даже, чем 4 сотые астрономической единицы. Учитывая то, что зона обитаемости у красного карлика LTT 1445 А начинается на удалении примерно с 8 или 9 сотых астрономической единицы, то рассматриваемая нами экзопланета четко лежит в так называемой зоне Венеры. Исходя из этого, в случае наличия на ней более или менее плотной атмосферы, венерианский парниковый эффект планете практически гарантирован.

Блокирована ли планета LTT 1445 Аb своим светилом гравитационно? Учитывая незначительное расстояние между ними, вероятно, да. Это значит, что подобно нашей Луне, она будет обращена к своей центральной звезде всегда одной и той же стороной. Это означает, что на одной стороне планеты будет всегда стоять жаркий день, а другая будет навечно погружена в темень. Исследователи, опубликовавшие по LTT 1445 Аb свою работу, говорят о том, что средневесная температура на ее поверхности может составлять около 428 Кельвинов или 155 ° C. Как это стоит понимать? Вполне возможно, что на дневной стороне планеты температура может достигать отметки и в 200-250 градусов по Цельсию, в то время как на ночной стороне будет несколько прохладнее. Правда, слово «прохладнее» в данном контексте будет выглядеть несколько саркастичным, поскольку температура на спрятанной от тамошнего солнца стороне будет балансировать у отметки в 100 градусов по Цельсию.

Как видим, LTT 1445 Аb, даже в случае наличия атмосферы, может оказать довольно жестким в плане условий миром. Здесь очень жарко и даже горячо, а это практически не оставляет шансов для существования жидкой воды, что в добавок может отягощаться возможным парниковым эффектом с регулярными мощными бурями, ураганами и штормами. Исходя из этого, приходится констатировать, что шансы на зарождение жизни на этой экзопланете, если они есть вообще, то весьма призрачные.

А жаль! Поскольку гипотетические обитатели этого удивительного мира могли бы наблюдать на своем небосводе сразу три звезды: свою большую центральную и две из состава системы несколько поменьше. Смогут ли когда-нибудь увидеть своими глазами это зрелище земляне? Тоже вопрос очень интересный, однако пока что почти бесперспективный.

В завершении отметим и то, что исследование LTT 1445 Аb, как и самой системы, будет продолжено. Сейчас ученые сосредоточились на попытках обнаружить другие планеты в этом районе, а особенно – на обнаружении возможной атмосферы у уже обнаруженной планеты. Все дело в том, что LTT 1445 Аb – это вторая по удаленности от Земли землеподобная экзопланета, открытая транзитивным способом, то есть путем прохождения ее по диску своего центрального светила на луче зрения наблюдателя. Самой ближайшей открытой таким образом планетой на данный момент является HD 219134 b или Глизе 892 b, однако она вращается вокруг более яркого оранжевого карлика, что достаточно затрудняет обнаружение возможной атмосферы во время транзита. LTT 1445 А более тусклая звезда, а поэтому на ее фоне может быть с легкостью не только обнаружена атмосфера, но и, возможно, определен ее химический состав. Конечно же, для подобного рода исследований, как воздух, необходим уже набивший оскомину космический телескоп Джеймс Уэбб, запуск которого в космос никак не состоится.

Ранее сообщалось о Центавре А – ближайшей к Земле галактике с активным ядром.