Домой » Наука » Астрономия » Далекие миры: HR 5183 b – «близнец» Планеты Х в Солнечной системе?

Далекие миры: HR 5183 b – «близнец» Планеты Х в Солнечной системе?

Опубликовано: 27.08.2019

Далекие миры: HR 5183 b – «близнец» Планеты Х в Солнечной системе?

На сегодняшний день открытием новых экзопланет уже никого не удивишь, поскольку подобное происходит едва ли не каждую неделю. Останавливаться на каждом таком событии просто-таки нет смысла, однако данному случаю, даже невзирая на его кажущуюся тривиальность, мы решили уделить определенное внимание и рассказать о нем. Все дело в том, что недавнее открытие показало землянам, пускай и не уникальную по своим орбитальным характеристикам, но все же, довольно интересную во всех отношениях, планету. На наш взгляд интересности ей придает тот факт, что в нашей Солнечной системе вполне может существовать подобная ей планета, о которой мы еще совсем ничего не знаем. Однако об этом чуть позже, а пока мы начинаем наш рассказ об экзопланете HR 5183 b.

Об открытии этой планеты было сообщено 26 августа 2019 года на страницах ресурсов Astronomical Journal и arxiv.org. По сути дела, ее первооткрывателями стала группа ученых, возглавляемая аспиранткой Сарой Блант (Sarah Blunt) из Калифорнийского технологического института в Пассадене. Группа использовала данные наблюдений, начиная с 1990 года, которые были получены главным образом при помощи инструментов телескопов Кек на Гавайях и Automated Planet Finder в обсерватории Лика в Калифорнии. Путем сравнения этих данных методом лучевой или радиальной скорости и была выявлена у звезды HR 5183 экзопланета, которая получила обозначение HR 5183 b и о которой в этом видео пойдет речь.

Звезда, у которой обнаружили эту планету, представляет собой одиночный желтый карлик спектрального класса G0, который по ряду характеристик несколько напоминает наше Солнце. Скорее всего, его масса всего лишь на 10% больше солнечной при примерно одинаковом с солнечным объемом. HR 5183 на своей поверхности несколько горячее нашего центрального светила, выдавая температурные показатели на уровне от 6000 до 6100 Кельвинов. Светимость рассматриваемой звезды в одних источниках сравнивается с солнечной, в других – превышает ее на величину от 5 до 10%.

HR 5183 расположена в направлении созвездия Девы на удалении от Земли примерно в 31,5 парсека или же в 102,7 светового года. Различные справочники почему-то по-разному приводят ее видимую звездную величину, однако, если обобщать эти данные, то данный показатель будет лежать между 6 и 7 единицами. А это говорит о том, что в телескоп с аппретурой от 150 миллиметров ее можно рассмотреть на ночном небосводе при условии ясной погоды и отсутствии светового загрязнения более или менее четко. И сделать это можно на прямом восхождении в 13 часов 46 минут между 57 и 58 секундами при северном склонении в 6 градусов 21 минуту и почти 2 секунды. Если брать галактические координаты, то это где-то посреди протяженности рукава Персея.

HR 5183 – это каталогизационное обозначение из каталога ярких звезд, созданного на основе Гарвардского каталога 1908 года, отсюда происходит и аббревиатурный литерный индекс. В других звездных каталогах и сводах это светило также отмечено не раз, однако вторым известным обозначением этой звезды является обозначение из каталога Генри Дрейпера – HD 120066. Кстати, именно под этим обозначением она наиболее часто упоминается в научной литературе и даже в космических симуляторах, таких, как, например, Элит Данжерус, являясь там родительской звездой землеподобной, водной и аммиачной планет.

Однако это все только игры и фантазия, а в реалиях у звезды HR 5183 обнаружили пока что только одну экзопланету, которая абсолютно никак не напоминает нашу Землю. По величине, так называемого, гравитационного рывка, то есть гравитационного влияния планеты на центральную звезду удалось определить ее массу, которая более, чем в 3.24 раза превосходит массу Юпитера. Как и привычный нам Юпитер, HR 5183 b – это также газовый гигант с радиусом, который также превосходит юпитерианский более чем в три раза. Однако не это все вызывает интерес у ученых. Удивляет необычность орбиты этой экзопланеты. Она у нее очень эллиптически вытянута, имея эксцентриситет 0.84. HR 5183 b, несколько ускоряясь при движении по орбите, приближается к своему Солнцу на расстояние в 2.88 астрономической единицы, а потом уносится от него прочь на дистанцию свыше 33 астрономических единиц, соответственно постепенно замедляясь при приближении к апогею. Если эти параметры адаптировать для Солнечной системы, то сближение с нашим светилом у этой планеты происходило бы примерно в районе Главного пояса астероидов, а удаление заканчивалось далеко за орбитой Нептуна.

При этом орбитальный период HR 5183 b может составлять, по различным оценкам, от 77 до 100 земных лет. Некоторые источники почему-то опускают нижний предел даже до 45 лет. В настоящее наблюдаемое время HR 5183 b прошла перигелий своей орбиты и сейчас движется по направлению к дальним регионам своей системы, что собственно и дало возможность обнаружить ее при близком гравитационном взаимодействии с центральным светилом.

На составленной анимации орбита HR 5183 b показана демонстрационно в сравнении с орбитами планет Солнечной системы. А ведь если проводить параллели в этом случае, то смысл создателей этой анимации куда глубже, чем наглядность. Все дело в том, как мы все с вами хорошо знаем, на данный момент продолжаются безуспешные попытки обнаружить в нашей системе загадочную и пока что неуловимую девятую Планету Х. А ведь ее орбитальные характеристики могут быть очень похожи на аналогичные параметры HR 5183 b, правда, с куда более впечатляющей вытянутостью орбиты и максимальным удалением от Солнца.

Что же могло стать причиной подобного положения вещей с экзопланетой HR 5183 b, да и нашей пресловутой Планетой Х? В этом плане рассматриваемая нами сегодня экзопланета может стать настоящей находкой для астрономов в плане изучения эволюции и происхождения похожих планетарных систем и орбитального движения объектов в них. Несмотря на то, что, кроме нее, другие планеты, а может и коричневые карлики, в этой системе пока что не выявлены, они вполне все же могут существовать. А раз так, то многие миллионы лет назад газовый гигант HR 5183 b вполне мог бы столкнуться с себе подобным по массе и размерам, что и отбросило его на задворки системы. Как вариант, его также могло выбросить гравитационно в результате взаимодействия двух массивных планет, как сейчас говорят о том, что Юпитер с Сатурном в свое время точно также могли выбросить за пределы нашей системы планету величиной с Нептун.

Как бы там ни было, но в сторону гипотезы столкновения сейчас склоняется большинство специалистов. Как знать, может и разыскиваемая ныне Планета Х таким же образом видоизменила свою орбиту, ведь что-то непомерно огромное все же смогло опрокинуть набок Уран и гравитационно выбить из орбиты Нептуна Плутон с Хароном, которые, как предполагается, ранее не были самостоятельными членами Солнечной системы. В любом случае и в отношении Планеты Х, и в отношении HR 5183 b сейчас вопросов куда больше, чем ответов на них.

Ну, а мы в завершении, как стало уже традиционным для нашей рубрики «Далекие миры» давайте немного пофантазируем на предмет обитаемости системы звезды HR 5183. Что касается самого газового гиганта, то тут вариантов с возможным зарождением жизни непосредственно на нем, прямо скажем, не много, если не брать гипотетические простейшие формы в атмосфере планеты при условии наличия в ней водяных паров. Но и при таких условиях вариант с жизнью практически нулевой. А вот если предположить о наличии у планеты-гиганта спутников по аналогии с нашим Юпитером, то тут вероятность наличия на них живых организмов будет заметно отличной от нуля. Конечно же, сильно вытянутая орбита, которая уносит HR 5183 b и ее предполагаемые спутники в апогее в те регионы системы, где у нас обитают только лишь наглухо замерзшие карликовые планетоиды пояса Койпера, весьма негативно будет сказываться на условиях существования чего бы то ни было живого, однако и исключать наличие подледного океана на таких спутниках тоже нельзя. А там при благоприятных условиях и стечении обстоятельств вполне могут сформироваться предпосылки для зарождения жизни, примитивной или нет – это как кому позволяет фантазия рассуждать.

В любом случае если окрестности HR 5183 b и населены кем-то, то тамошним аборигенам я не завидую, поскольку у них очень мрачный и унылый мир, практически спрятанный на долгие годы от света тамошнего солнца. Несмотря на это, для нас землян экзопланета HR 5183 b архиважна с научной точки зрения, поскольку, вполне вероятно, поможет нам понять стоит ли опасаться орбитального движения неведомой Планеты Х, и как она, в случае своего существования, будет воздействовать гравитационно на Землю и другие объекты Солнечной системы.

Ранее сообщалось о том, что ученые нашли возможный источник быстрых радиовсплесков.